- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности приватизации в современных условиях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006822 |
Тема: | Особенности приватизации в современных условиях |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА 5 § 1. Сущность приватизации и особенности её нормативно-правового регулирования в современных условиях 5 § 2. Особенности приватизации в современной России 7 ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РФ 13 § 1. Актуальные проблемы приватизации в современных условиях 13 § 2. Перспективы приватизации в современной экономической системе 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23 ПРИЛОЖЕНИЯ 26 ВВЕДЕНИЕ Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности. Под разгосударствлением понимают сокращение удельного веса государственной собственности в общем ее объеме. Во времена функционирования в нашей стране командно-административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности. Темпы роста российской экономики свидетельствуют о нарастающей стагнации. К сожалению, общественное мнение в России до сих пор еще не дошло до осознания объективного факта: в капиталистической экономике кризисы являются неотъемлемыми элементами системы и циклически повторяемыми явлениями. В условиях вхождения России в систему глобального капитализма резко возрастают новые риски и системные опасности, предупредить которые никак нельзя: кризисы рождаются и происходят вне границ России. Кризисные явления представляют собой угрозу для национальной модернизации, которая декларируется властью. В этой связи возрастает необходимость осмысления исторического опыта разработки и реализации государственной социально-экономической политики страны. Сегодня среди приоритетов (при разновекторности проектов - от «новой индустриализации» до «новой приватизации» с целью поиска «эффективного собственника») одной из самых дискутируемых проблем остаются сущность, методы и последствия российской приватизации. Цель курсовой работы – раскрыть особенности приватизации в современных условиях. Задачи курсовой работы: установить, какова сущность приватизации и особенности её нормативно-правового регулирования в современных условиях; проанализировать особенности приватизации в современной России; рассмотреть актуальные проблемы приватизации в современных условиях; наметить перспективы приватизации в современной экономической системе. Объектом исследования является приватизация, предмет исследования – особенности приватизации в современных условиях. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Первая работа содержит характеристику сущности приватизации и её особенностей в современных условиях. Во второй главе проанализированы проблемы и перспективы приватизации в России. В приложениях представлены статистические данные, иллюстрирующие аналитические выводы. При подготовке курсовой работы использовались различные виды источников – нормативно-правовые акты, аналитические сборники, учебные пособия, книги и монографии, публикации в периодических изданиях, интернет-ресурсы. ГЛАВА 1. ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА § 1. Сущность приватизации и особенности её нормативно-правового регулирования в современных условиях Приватизация собственности - процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу). Согласно ныне действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Однако, этот Федеральный закон не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.№ 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) не содержит дефиниции приватизации земельных участков, а только апеллирует понятиями «приобретение прав на земельные участки...» и «предоставление земельных участков...». Под приватизацией земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков из иного состава земель следует понимать предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков в собственность за плату или бесплатно из фонда земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, определенных в законодательстве Российской Федерации. Граждане и юридические лица могут воспользоваться таким правом и приобрести земельные участки, оформив их юридически. Несмотря на то что это право, а не обязанность, выбор для них небольшой: либо оформить в аренду, либо отказаться от всех прав на неприватизированные земельные участки. Из приведенных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер. Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования. Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач: повышение эффективности предприятий сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков увеличение поступлений в бюджет ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности борьба с монополиями на рынке расширение рынка заемных капиталов увеличение платежеспособности и инвестиций населения привлечение сотрудников к управлению капиталом компании сокращение профсоюзного движения создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое. Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом. § 2. Особенности приватизации в современной России Текущая макроэкономическая обстановка, дефицит бюджета и ограниченность Резервного фонда ставят на повестку дня вопрос о необходимости поиска новых источников денежных средств. Одним из таких источников является продажа государственных активов. В настоящее время в России действует вторая трехлетняя программа приватизации, рассчитанная на 2014 - 2016 годы, утвержденная распоряжением Правительства Федерации от 1 июля 2013 г. № 1111-р (далее – программа приватизации). В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 59617 прогнозный план приватизации федерального имущества на 2014 – 2016 годы предусматривает завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса. В соответствии с распоряжением предполагается приватизация пакетов акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики. Так, до 2016 года планируется также сокращение доли участия Российской Федерации в уставных капиталах таких компаний как: АЛРОСА (до 25% плюс 1 акция), Аэрофлот (до 25% плюс 1 акция), Совкомфлот (до 25% плюс 1 акция), РЖД (до 75% плюс 1 акция), Транснефть (до 75% плюс 1 акция), РусГидро (до 50% плюс 1 акция), ВТБ (до 50% плюс 1 акция), Роснефть (планируется сокращение доли РОСНЕФТЕГАЗа до 50% плюс 1 акция) и других. В числе первых могут быть приватизированы пакеты в Роснефти (по оценкам экспертов, речь идет о 19,5%), Башнефти (25%) и АЛРОСА (19%). На очереди также доли в Аэрофлоте (около 10%), Совкомфлоте (25% минус одна акция), РЖД (25% минус одна акция) и ВТБ (11%). Однако в экспертном сообществе имеет место активная дискуссия о том, насколько эффективен инструмент приватизации в условиях структурной перестройки. Помимо проблемы, связанной с обеспечением эффективности и прозрачности приватизационных процессов, необходимо в первую очередь решить проблему поиска стратегического инвестора, который способен исполнить необходимые инвестиционные обязательства. Основной задачей государства при продаже государственных активов должна являться не сама приватизация как инструмент пополнения казны, а повышение эффективности управления имущественными активами, находящимися в собственности государства. Кроме того, в текущих макроэкономических условиях при снижении цены на нефть, падении курса рубля и в условиях санкций, потенциальные потери государства при продаже своих активов в форме недополученного дохода в связи со снижением капитализации по ключевым активам российской экономики представляются существенными. По многим активам снижение произошло более чем в 2 раза. Так, в настоящее время стоимость Аэрофлота составляет 56 руб. за акцию, в то время как ещё недавно стоимость составляла 90 рублей за акцию. Минимальные оценки аналитиков показывают, что компания сегодня недооценена на 19%. Существенно недооценена в настоящее время и компания Роснефть – цена сделки по продаже акций BP составляла 8 долл. за акцию, в настоящее время котировки Роснефти опустились до 3,38 долл. за акцию. В целом стоимость 100 самых дорогих компаний России, по оценкам экспертов РИА Рейтинг, за год сократилась на 6,7% до 402,7 млрд. долл . В Приложениях 1, 2 представлена динамика капитализации компаний на основе рейтинга Эксперт РА по данным 2009, 2014 годы (рейтинг-2010 и рейтинг-2015) и рейтинга РИА-Рейтинг топ-100 крупнейших по капитализации компаний России – 2016 по данным 2015 года. Анализ представленных данных показывает, что даже по сравнению с посткризисным 2009 годом капитализация многих государственных компаний в 2015 году оказалась ниже. Так, рыночная стоимость Газпрома в 2015 году составила только 83% стоимости компании в 2009 году, РусГидро – 87%, Новороссийского морского торгового порта – 77%, Мосэнерго – 41%, ТГК-1 – 44%. При этом, расчеты доли государства в корпоративном секторе по выручке, и расчет доли государства по капитализации, несмотря на немного отличающийся состав рассматриваемых компаний (в силу того, что в рейтинг по выручке попадали неторгуемые компании) по 2014 году дали примерно одинаковые результаты. Доля государства в 2014 году составляла 50-51%. По данным Росимущества, доход государства от приватизации в 2015 году составил 7,2 млрд руб., в программе на 2016 год заложен прогноз доходов в 33,2 млрд руб. Данные Росимущества о динамике совершаемых сделок по продаже акций госпредприятий (речь идет только о государственном имуществе, находящемся под управлением Росимущества) показывают, что доля состоявшихся сделок в последние годы устойчиво снижается. Так, наиболее высокой доля состоявшихся сделок была в 2012 году (44%), а к 2015 году снизилась 22% (рис. 1, табл. 1). Рис.1. Общее число объявлений о продаже Росимуществом акций государственных предприятий и доля состоявшихся из них сделок Таблица 1 Средний размер продаваемого Росимуществом пакета акций и отклонение конечной стоимости сделок от начальных цен 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Средний размер продаваемого пакета, % УК 80,3 76,8 79,3 70,3 81,7 77,4 Сумма заявленных начальных цен, млн.руб. 16695 23100 29647 8846 8488 8571 Сумма конечных стоимостей сделок, млн.руб. 22445 25556 57484 8646 9449 7377 Сумма отклонений конечной стоимости сделок от начальных цен, млн.руб. 5749 455 27837 -200 961 -1234 Следует отметить, что наибольшего значения доля состоявшихся сделок достигала в 2012 - 2013 гг., когда общее число объявлений о продаже акций сокращалось наиболее быстро. В 2015 году общее число объявлений о продаже акций впервые с 2011 года выросло, в то время как доля состоявшихся сделок находится на минимальной с 2010 года отметке в 22%. Можно говорить о том, что наблюдается дисбаланс между спросом на государственные активы и их предложением: спрос возрастает в благополучные времена, в то время как предложение, напротив, увеличивается в кризисные периоды. В целом это доказывает тот факт, что государство стремится провести приватизацию своих активов с целью пополнения бюджета в период его острого дефицита, а не на пике стоимости активов, как то предполагает эффективное управление имуществом. Кроме того, в 2015 году отклонение общей стоимости сделок от первоначально заявленной стоимости активов было значимым и отрицательным: активы были проданы на 1,2 млрд. руб. дешевле ожидаемого уровня. Анализ региональной структуры состоявшихся сделок показывает, что подавляющая доля осуществленных сделок касается имущества, находящегося всего в нескольких регионах. Так, на топ-5 регионов в 2015 году пришлось 77% сделок, а на топ-10 – 90% (рис. 2). Рис. 2. Доля состоявшихся сделок по продаже акций государственных предприятий в топ- 5 и топ-10 регионах России в общем числе совершенных сделок (в стоимостном выражении), 2011 - 2015 годы Сведения о региональной структуре состоявшихся сделок по продаже акций государственных предприятий в 2011- 2015 годах приведены в Приложении 3. Большая часть сделок в 2015 году касалась имущества, расположенного в Москве (34% всех суммы всех состоявшихся сделок), Мурманской области (24%), Московской области (11%). В 2014 году в лидерах были Архангельская область (24%), Краснодарский край (18%) и Москва (8%). Следует отметить, что бессменно в топ-5 регионов входит Москва, также Краснодарский край и Новосибирская область входили в топ-5 три раза в период 2010 - 2015 гг. Государственный сектор в экономике России занимает существенный объем. Из 100 крупнейших компаний, представленных в рейтинге Эксперт РА в 2015 году (составленного по данным 2014 года), 28 компаний являются компаниями с государственным участием. В этих 28 госкомпаниях работают 6,1% всех занятых в российской экономике, а их выручка составляет 2,8% ВВП России в 2014 году. В 2014 году 51% выручки крупнейших российских компаний были получены компаниями с государственным участием, а среди компаний, ориентированных преимущественно на внутренний рынок, эта доля достигала 49%. Доля капитализации компаний с государственным участием в капитализации крупнейших российских компаний в 2014 году составила 50%, но уже в 2015 году упала до 45%. Анализ отраслевой структуры компаний, представленных в рейтинге Эксперт РА в 2014 году, показывает, что крупнейшие компании с государственным участием присутствуют в 9 отраслях, большая часть из них функционируют в машиностроении (7 компаний), нефтяной и нефтегазовой промышленности (6), банковской сфере (4). Можно говорить о том, что наблюдается дисбаланс между спросом на государственные активы и их предложением: спрос возрастает в благополучные времена, в то время как предложение, напротив, увеличивается в кризисные периоды. В целом это свидетельствует в пользу того, что государство стремится провести приватизацию своих активов с целью пополнения бюджета в период его острого дефицита, а не реализовать активы на их пике стоимости, что повысило бы эффективность управления собственным имуществом. ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РФ § 1. Актуальные проблемы приватизации в современных условиях Приватизация государственного имущества является эффективным способом улучшения экономического состояния, а также роста социального благополучия граждан не только в России, но и в других странах. Экономические преобразования последних десятилетий, произошедшие в нашей стране можно оценить как положительные для развития экономики. По плану приватизации, утвержденному на 2014-2016 гг. приватизация принесет государству 1,7 триллиона рублей, доход за 2014 год составил 180 миллиардов. Однако, анализируя зарубежный и российский опыт приватизации становится очевидным, что имея позитивные цели, она вызывает активизацию антиобщественных проявлений. Злоупотребления служебным положением, хищения во всех его проявлениях, взяточничество, все эти виды преступной деятельности традиционно свойственны приватизации, кроме этого новыми для России стали такие виды экономических преступлений, как подделка ценных бумаг, мошеннические операции с ваучерами, недобросовестные рекламные кампании, организация «финансовых пирамид» и другие. По оценке правоохранительных органов, в ходе приватизации сформировались условия, позволившие проводить операции по отмыванию теневых капиталов, по передаче значительной части государственного и муниципального имущества в собственность криминальных и полукриминальных структур, усиливая тем самым их влияние на различные сферы экономической и политической жизни, коррумпированность государственного аппарата. Анализ приватизационного процесса в период с 1993 по 2003 г.г. проведенный Счетной палатой Российской Федерации показал, что имело место огромное количество нарушений законодательства. Наиболее распространенными и характерными нарушениями явились: превышение установленных законом полномочий в сфере распоряжения государственным имуществом; невыполнение органами своих непосредственных обязанностей в сфере приватизации; необоснованное занижение цены продаваемых государственных активов, притворность конкурсов и низкая результативность продаж; коррупция в органах власти, отсутствие системы противодействия криминалу в сфере приватизации и др.. Счетной палатой по результатам данного анализа было направленно в прокуратуру более 50 обращений по выявленным нарушениям. Статистики МВД и анализ судебных решений свидетельствует о постоянном совершенствовании способов незаконного проведения приватизации и в настоящее время. Кроме того, в связи с недавним подъемом приватизации жилья среди граждан, обусловленным окончанием установленного срока приватизации (сначала предполагалось провести бесплатную приватизацию жилья до 2013 года, но затем срок был продлен до 1 марта 2015 года), суды отметили повышение обращений граждан по нарушению их прав третьими лицами и невозможностью перевести в собственность полагающееся им по закону жилье. Зачастую, в связи с огромным бюрократическим аппаратом, который необходимо преодолеть приватизируя жилье, граждане обращаются к недобросовестным риэлторам за помощью. Такие риэлторы под различными предлогами, а также пользуясь юридической неграмотностью населения, получают доверенности, по которым проводят приватизацию и дальнейшую регистрацию квартир в свою собственность. Также известна схема, когда преступники обращаются к арендодателям муниципальной или государственной собственности, которая не подлежит приватизации, утверждая, что они могут помочь перевести арендуемое ими имущество в собственность. Например, 1 апреля текущего года в Москве полицией были задержаны мошенники, действовавшие по данной схеме, преступники, представлялись доверенными лицами чиновника Департамента городского имущества г. Москвы и предлагали содействовать в приватизации арендуемого имущества за 9 млн. рублей, которые, как они утверждали, необходимо было передать чиновникам «за содействие», арендодатели, зная, что законных способов приобретения этого имущества у них нет, соглашались на такие аферы и передавали необходимые суммы мошенникам. Сложившаяся ситуация стала возможной в связи с отсутствием должной правовой регламентации процесса приватизации, а также установления ответственности за его нарушение, в том числе и уголовной. Если рассмотреть все законодательство, которое с 1991 по настоящее время регулировало процесс приватизации, то обращает на себя внимание тот факт, что в нем отсутствовал системных подход к разработке законодательной базы, что в свою очередь приводило к постоянному отставанию реальных процессов приватизации от законодательства. Противоречивость законодательных норм и породила почву для развития множества нарушения интересов государства и граждан. В качестве примера можно назвать то, что до сих пор не решен вопрос о соответствии норм приватизации нормам Конституции России и Гражданского кодекса России. Законодательство проявляет свою неполноту в части, касающейся обеспечения гарантий защиты прав государства как собственника, что противоречит названным нормативным актам. Кроме этого, законодательно не решен вопрос о так называемых криминальных банкротствах, которые зачастую используют недобросовестные покупатели приватизируемого государственного имущество, схема, когда, перед выставлением на продажу предприятие вгоняют в долги и умышленно занижают его цену, очень распространена и в настоящее время. Не трудно представить какие убытки несет государство в таких случаях. Таким образом, анализируя некоторые проблемы приватизации в России, можно сделать вывод, что несовершенство законодательной базы, а в частности зачастую ее отставание от современных реалий, ее спонтанность, породило огромное количество нарушений законных интересов как со стороны государства, так и со стороны граждан, отсутствие должного контроля за приватизацией породило процветающую коррупцию. Для искоренения нарушений в рассматриваемой сфере в конце 2013 года в полиции появилось новое подразделение отдел по борьбе с преступлениями, связанными с приватизацией госсобственности, которое, имея властные полномочия и преследуя основную цель выявление и раскрытие преступлений может значительно уменьшить количество нарушений закона в области приватизации государственного и муниципального имущества и, следовательно, увеличить доход государства. В современной экономике России остро стоит проблема государственных предприятий. Как недавно созданные государственные корпорации, компании и учреждения, так и те, что сохранились с советских времен, не демонстрируют эффективного вхождения в инновационный процесс. Административные меры стимулирования, предпринимаемые российским правительством, не приносят ощутимых результатов. Экономический механизм национальной инновационной системы страны имеет имитационный характер. В настоящее время правительство России осуществляет задачу по передаче частному бизнесу значительной части государственных предприятий. С этой целью разработано и утверждено несколько актов по осуществлению приватизационного процесса. Распоряжением премьер-министра от 20 июня 2012 г. программа приватизации федерального имущества существенно расширена и теперь к 2016 г. планируется приватизировать ряд крупных компаний. Некоторые из них играют ключевую роль в соответствующих секторах народного хозяйства. Есть основания утверждать, что приватизация государственных предприятий в настоящее время в России преждевременна и нецелесообразна. Страна уже пережила в недалеком прошлом несколько волн массовой приватизации, в результате которых представительство государственных предприятий сокращалось до минимального значения. При этом не отмечается значительного роста эффективности экономики вообще и инновационной деятельности в частности. Таким образом, основная причина кроется в институциональных проблемах социально-экономической системы государства. § 2. Перспективы приватизации в современной экономической системе Для формирования в отечественной экономике динамичного функционирующего экономического механизма инновационной системы есть иной более эффективный путь, подсказываемый положительным опытом других стран. При этом необходимо учесть данные эмпирических исследований многих стран, осуществлявших при тех или иных обстоятельствах приватизацию государственного сектора экономики, которые позволяют сделать следующий выводу: приватизация не гарантирует повышения эффективности экономической системы, в том числе инновационной. Таким образом, эмпирические исследования, охватывающие более чем полторы сотни наиболее примечательных национальных экономик мира, в том числе переживающих переходный период от одного типа экономической системы к другой, не подтверждают устоявшегося мнения об эффективности приватизации. Да, частный бизнес эффективнее государственного управления, но только в тех случаях, когда предприятия создавались с «нуля». После же приватизации эффект смены собственника не оказывается однозначным. Безусловно, совершенно не обсуждается ситуация, когда госпредприятие убыточно, требует дотаций или те случаи, когда предприятия признаны ненужными для государства. При таких обстоятельствах целесообразность его продажи не вызывает сомнений. В настоящее время многие российские специалисты приходят к выводу о необходимости особых условий для проведения приватизации. Авторы «Стратегии – 2020» пишут: «…в некоторых случаях приватизация предприятий общественного сектора и естественных монополистов может нанести вред потребителям. Подчас приватизация приводит к сворачиванию инновационных программ. А если государству удается превратить госкомпании в институты развития, они могут использовать свой особый статус, в т. ч. правительственную финансовую поддержку, для ускорения ломки консервативных структур и обеспечения более благоприятных условий для развития высокотехнологических отраслей». К сожалению, данный тезис выпал из итогового документа Стратегии. Но поддержка и сохранение на настоящем историческом этапе государственных предприятий вовсе не означает полного отсутствия реформирования сложившейся системы их управления со стороны правительства. Наоборот, не вызывает сомнений обоснованность выводов авторов исследований, о том, что для повышения эффективности функционирования государственного сектора, в том числе в плане экономического механизма национальной инновационной системы, требуются институциональные перемены социально-экономического плана, повышающие эффективность системы управления всей экономики. В первую очередь, к ним относятся следующие: перевод унитарных предприятий в прозрачные организационно-правовые формы (открытые акционерные общества), что обеспечивало бы общественный контроль за их финансовой деятельностью; внедрение системы устранения личной заинтересованности чиновников и наемных менеджеров в деятельности государственных предприятий; усиление системы планирования и развития (в том числе инновационного); формирование объективных оценок результатов деятельности государственных предприятий; создание действенного общественного контроля за использованием государственных ресурсов (в том числе на инновационные цели); формирование компетентностного подхода по подбору и расстановке кадров на государственных предприятиях, особенно высших руководителей (требуется введение конкурсного отбора и заключение срочных контрактов, продление контрактов на новый срок должно быть жестко увязано с достижением поставленных перед менеджерами задач); создание рациональной системы поддержки государственных предприятий, чтобы она не превращалась в тепличные условия. Делая вывод из всего вышеизложенного, следует отметить доминирующее присутствие сегодня государственных предприятий в экономике Российской Федерации (по некоторым оценкам – до 70%), что представляет серьезную проблему для полноценной реализации ряда объективных законов, обеспечивающих эффективную работу экономического механизма национальной инновационной системы страны. Речь идет, прежде всего, о законе конкуренции, законе получения и присвоения прибыли, законе спроса и предложения. Последние выступают объективно необходимыми условиями возникновения развитой рыночной конкуренции и, как следствие, запускают механизм спроса на инновации. В целях устранения данной проблемы России неминуемо придется пойти на сужение доли государственных предприятий в экономике. Но оптимальный путь к этой цели лежит, по нашему мнению, не в осуществлении массовой приватизации, а посредством реализации одновременно двух процессов: первый – стимулирование экономического механизма НИС России посредством опоры на государственные предприятия при одновременном совершенствовании системы управления ими; второй – усиление частного сектора экономики (через создание благоприятного инвестиционного и инновационного климата), который в результате конкурентной борьбы заместит госпредприятия, как менее эффективных субъектов экономики, в том числе и в инновационной сфере. Итогом подобной стратегии станет многоукладная экономическая система, в которой экономический механизм НИС страны приобретет значительно более высокий импульс развития. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Приватизация - это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю,природные ресурсы. Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности. Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий. Приватизация в России - более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои права собственности, должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и рыночную экономику. В текущей макроэкономической ситуации продажа государственных активов может быть одним из источников пополнения бюджета. Экономическая обоснованность приватизации в условиях структурной перестройки является дискуссионным вопросом ввиду того, что, во-первых, очевидна проблема поиска стратегического инвестора, готового исполнить необходимые инвестиционные обязательства, а, во-вторых, основной задачей государства при продаже своих активов должна являться не сама приватизация как инструмент пополнения казны, а повышение эффективности управления имущественными активами, находящимися в собственности государства. В целом рыночная стоимость 100 самых дорогих компаний России, по оценкам экспертов РИА Рейтинг, за 2015 год сократилась на 6,7% до 402,7 млрд. долл. Даже по сравнению с посткризисным 2009 годом капитализация многих государственных компаний в 2015 году оказалась ниже. Потенциальные потери государства при продаже своих активов в форме недополученного дохода в связи со снижением капитализации по ключевым активам российской экономики представляются существенными. Опыт осуществления приватизации государственной собственности в постсоветской России позволяет констатировать, что ни полная, ни тем более частичная смена формы собственности еще не означает автоматического возникновения «эффективной» частной собственности, т.к. вне конкурентного рынка, гражданского общества и развитого правового государства тот позитивный заряд, который несет в себе частная собственность, не может быть реализован. Практика приватизации свидетельствует, что именно государство обязано обеспечить правовые, институциональные и прочие условия, гарантирующие защиту прав и интересов граждан, общества и государства в целом в процессе приватизации. . БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016 «О приватизации государственного и муниципального имущества№ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) Закон РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (утратил силу) Постановление ВС РФ от 11.06.1992 N 2980-1 (ред. от 01.07.1993) «О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год» (утратило силу) Распоряжение Правительства РФ от 01.07.2013 № 1111-р (ред. от 07.10.2016) «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы» Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» Бодрова Е.В. Российская приватизация: «время разбрасывать камни…» // Власть. – 2014. - № 2. Борзаковский А.С. Приватизация как инструмент первоначального накопления капитала в России: итоги и последствия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. - № 9. Государственное участие в российской экономике: госкомпании, закупки, приватизация: Аналитический отчет. Март 2016. – М.:....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: